опорные

Университеты россии

12.07.2018
Ученые СГТУ создали прототип нейроинтерфейса для оценки состояния детей во время обучения

Ученые Саратовского государственного технического университета имени Гагарина, опорного вуза региона, создали прототип системы «мозг - компьютер», которая позволяет оценивать состояние детей в процессе обучения на основе анализа сигналов мозга. Апробировать систему и внедрять ее ученые будут на инновационной площадке, созданной на базе вуза приказом регионального министерства образования. В проекте примут участие несколько школ Саратовской области.

Сейчас, чтобы получить объективные данные об особенностях ребенка для построения персональной траектории обучения, используется стандартное объёмное тестирование. «Такая технология громоздка, требует высокой квалификации персонала, а ее объективность зачастую вызывает сомнение», - объясняет руководитель проекта, профессор Александр Храмов.

Саратовские ученые разработали устройство, с помощью которого в режиме реального времени абсолютно безопасно регистрируются и обрабатываются сигналы мозга. «Анализ сигналов мозга позволяет нам фиксировать несколько параметров: внимание, концентрацию и вовлеченность в решение задач. На основе получаемых данных можно разрабатывать индивидуальные рекомендации по особенностям обучения каждого школьника», - объясняет профессор.

Разработка, по словам Александра Храмова, станет основой для создаваемой интерактивной среды, которая будут внедряться в образовательных учреждениях. Кроме собственно нейроинтерфейса, эта среда включает в себя планшет школьника, который управляется интеллектуальной системой. Система будет анализировать не только активность мозга ребенка, но и эффективность решения предлагаемых задач.

Сейчас прототип – управляющая система и нейроинтерфейс «мозг-компьютер», созданный учеными СГТУ, проходит лабораторные испытания. В работе над педагогическими основами и методиками применения данной технологии в образовательных учреждениях принимают участие педагоги из СГУ имени Чернышевского, а работа над электронной начинкой системы происходит в тесном сотрудничестве со специалистами саратовского филиала ИРЭ РАН. Эксперименты в школах начнутся уже этой осенью.

- Первые эксперименты мы проводим в статусе региональной инновационной площадки «Образовательный потенциал программно-аппаратных комплексов на основе изучения и расшифровки паттернов активности головного мозга». Именно на этой площадке мы апробируем и внедряем результаты стратегического проекта программы опорного вуза «Прорывные нейротехнологии», - уточняет Александр Храмов.